среда, 3 июня 2009 г.

Движения Гурджиева


ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

Существует множество версий относительно конкретных источников гурджиевских танцев. Доподлинно известно лишь то, что Гурджиев восстанавливал и воссоздавал эти Движения, опираясь на опыт своих многочисленных путешествий по Среднему Востоку, средней Азии и Тибету. Многие Движения он создавал сам. Мы обладаем информацией о культурно-географическом происхождении лишь немногих танцев. Сам Гурджиев редко говорил что-либо об истории того или иного Движения. Условно можно сказать, что танцы принадлежат четырем основным культурам: суфийской, ассирийско-вавилонской, христианской и тибетской.

О СВЯЩЕННЫХ ДВИЖЕНИЯХ ГУРДЖИЕВА

Каждое движение в этих танцах имеет свое собственное место, направление и вес. Комбинации и последовательности математически просчитаны. Позы организованы таким образом, чтобы вызывать определенные заданные ощущения.

Тот, кто наблюдает их - также участвует – он читает их как пьесу, в которой могут принимать участие высшие эмоции и высший разум. Каждая деталь танца является чрезвычайно важной, даже самый маленький элемент принят во внимание, ничто не оставлено на волю шанса или воображения.

Существует только один возможный жест, поза, ритм через который презентуется определенная человеческая или космическая ситуация. Другой жест, поза или движение не представляло бы истину – оно было бы ложно.

Если малейший просчет имел бы место, весь танец был бы осквернен, а фантазия заменила бы место Знания.

Некоторые из Движений вполне ощутимо представляют собой средства передачи опыта, который не может быть схвачен обычной рациональной мыслью. Человек может ощутить, что внутри него протекает особый алхимический процесс, который не только предстает для него как проблеск Пути, но и указывает ему дальнейшее направление.

Для многих первое впечатление от Движений являлось и является поныне настоящим открытием, несравнимым ни с чем, что было известно в мире танца. Те, кто практикуют Движения, нередко называют их «сакральными танцами» по причине их исключительного воздействия на их психологическое состояние и расширение сознания.

Эти танцы на первый взгляд кажутся лишь причудливыми упражнениями на тренировку внимания. Однако, овладев этим вниманием, ученик встречает новую задачу - наблюдение и ощущение себя как единого целого (включающего в себя три аспекта: физический, интеллектуальный и эмоциональный). Это поворот к более тонкому качеству внимания. Возникающее таким образом удвоенное усилие (тонкое управление частями тела и одновременное внимание к себе как целостности) нередко приносит с собой мимолетное и яркое ощущение свободы, которое хотя и кратковременно, но настолько незабываемо, что влечет к себе снова и снова.
Выполняя эти движения, все три центра (физический, интеллектуальный и эмоциональный) могут ощущаться как работающие одновременно и совместно. Такой опыт может служить источником спонтанно возникающего контакта с особой энергией каждого из центров, может позволить заглянуть в привычные способы действий на ментальном и физическом уровнях, являющихся базисом для внешней и внутренней активности.

Этот тип работы становится возможным, когда движения перестают управляться только интеллектуально. Устранение вмешательств «головы» позволяет проявиться новой свободе мысли и лучшему контролю жеста, а также удерживать внимание на своем внутреннем Я. Теперь Движения производятся из ясного ощущения Себя, которое рождается в активном внимании. Можно сказать, что теперь движения совершаются не мной, а через меня. Это все меняет.

Чем же являются эти движения? На этот вопрос ответит только прямой опыт Движений. Однако можно с уверенностью сказать, что они указывают путь к достижению и поддержанию состояния пробужденности.

Мы можем быть удовлетворены ощущением от нашей внутренней жизни, но внутри нас должен всегда оставаться Вопрос, ведь именно он ведет нас дальше, к тем аспектам себя, которые еще не проявлены в нас. Мы чувствуем, что должны двигаться дальше. Ощущение внутренней жизни, которое проявляется через работу над вниманием, также как и через переживание порядка и комбинации жестов и поз дает нам почувствовать новый контакт со своим телом и приносит с собой ощущение легкости и текучести, не являющееся чисто телесным.

Тело предстает как инструмент нового источника жизни. Оно становится доступным для всего, что от него требуется, и находит в этом акте служения одновременно и свободу и радость, которая является не только радостью гармонично выполненного движения или более активного участия в жизни, но радостью пребывания в Полноте, в состоянии присутствия в себе.

Теперь, мы видим возможность стать более тонкими инструментами и открыться каналам других, легчайших влияний, которые всегда протекают сквозь нас, оставаясь неузнанными. Когда же эти влияния обнаруживаются нами, они становятся питанием для тех высших сторон человека, которые создают возможность продолжать внутренний поиск.

Удивительная сила движения проявляется в материализации сил высшего порядка, что отнюдь не означает, что человеком здесь является лишь пассивным проводником этих сил. Напротив, разворачивание фигур танца позволяет раскрыться особым внутренним отношениям танцующего с высшим. Выступающие становятся активными носителями сил проявляющихся через движения (что нередко передается и зрителю). Группа, работающая вместе долгое время, испускает особое «вещество», реальность которой, как бы тонка она не была, ощущается так же реально, как свет или звук ощущается нашими органами чувств.

Человек имеет двигательный центр, инстинктивный центр, сексуальный центр, интеллектуальный центр, центр эмоций, а также существуют высший эмоциональный и высший интеллектуальный центры. Все это разные УМЫ, которые существуют в нас. Они работают отдельно друг от друга, но могут стать и единым целым. Кроме того, они часто активизируются в неподходящий момент. Интеллектуальный центр (ум) может включаться в тот момент, когда время действовать двигательному центру (уму). Например, когда размышления вмешиваются в движения, даже для того, кто в совершенстве знает движения, появятся помехи, хаос. И хаос где-то проявится, пусть даже только в маленьком пальце, который будет двигаться. Но если вы позволяете действовать двигательному центру, он знает то что, что нужно делать.

Это важно понять. Когда вы двигаетесь, вы освобождаетесь от действия других центров своего тела, и оставляете двигательный центр независимо действующим. И в день, когда вы позволите ему быть тотально свободным, появится шанс чему-то более высокому проявиться через вас. Но до тех пор, пока другие центры проявляются в вас, движение будет несовершенным. Или будет технически совершенным, но неодухотворенным. Некоторые способны практиковать и не поддаваться воздействию помех, потому что для них главное - техника. Но дух движения не живет в их движениях. Для того чтобы дух вошел в движения, необходимо время, необходимы повторения, а также внутренняя трансформация, которая происходит постепенно.

Если у вас, например, какая-либо эмоция зафиксирована в эмоциональном центре, что–то, что вы пережили однажды, и что создало страдание в вас; даже если вы совсем забыли об этом; ваш эмоциональный центр – который ученые называют ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ – оставляет соответствующую метку в физическом теле, она записывает здесь особую программу. Таким образом, память об этом прочно записана и не только в лимбической системе, но и где-то в теле, т.к. каждая часть лимбической системы соотносится с каким-либо органом или частью тела. Пока вы не освободитесь от этого фрагмента прошлого, "зафиксированного" чаще всего в детстве, технически вы можете быть совершенны, но по малейшему поводу в вашей практике движений будут возникать помехи. Существуют техники – телесно-ориентированные и двигательные, которые влияют непосредственно на мозг. Если вы объединяете катарсис, связанный с этим переживанием, и переструктурирование мозга через другую модель движения, происходит очищение.

Для обычных людей есть предварительная практика, называемая катарсис. Они могут освободить себя немного, психологически, но, к сожалению, это не перепрограммирует лимбический мозг. Болезненное событие "зарегистрировано" в вас, и через катарсис, анализ, "разматывание", через движения или другим способом вы снимаете определенное физическое напряжение, связанное с этим запечатлением в эмоциональном центре или лимбической системе. В физическом теле энергия напряжения высвобождается катарсисом, но информация остается в мозге, до тех пор, пока она не будет перепрограммирована, переформирована через другую модель движений, например, через Гурджиевские движения.
Некоторые движения имеют очень точное значение; они связаны с определенными группами нейронов, и в силу этого, записывают информацию в мозг. Если у вас в определенной зоне мозга есть след прошлого, вы должны переписать на него определенное движение. Стереть – это катарсический элемент, затем записать новую структуру. С этого момента ваш мозг вновь функционирует должным образом, он освобожден. Одновременно, и место в вашем теле, которое было травмировано, тоже освобождено.

Сакральные танцы являются выражением космического знания и могут быть использованы как способ познания законов высшего порядка

Комментариев нет:

Отправить комментарий